Цвета сайта:
Бело-черный
Черно-белый
Размер шрифта:
Малый размер
Средний размер
Большой размер
 

Изобразительное искусство

5.JPGИстория развития изобразительного искусства Оренбуржья насчитывает не одно десятилетие. В русском искусстве конца XIX – начала XX веков значительным явлением стало творчество Лукиана Васильевича Попова, академика живописи, позднего передвижника, художника, чья жизнь была неразрывно связана с оренбургским краем. Творческое наследие Л. В. Попова стало основой создания Оренбургского музея изобразительных искусств. Оренбуржцами по рождению были художники А. Чернышев, П. Шмельков, имена которых прочно вошли в историю русского искусства.

В 1918 году в свой родной город приезжает С. Карпов. Он способствует созданию в Оренбурге организации Союза художников РСФСР, а в 1926 году – Ассоциации художников революционной России.

Художественная жизнь Оренбуржья 20-х годов была насыщена событиями. Именно в это время сюда приезжает ученик К. Малевича, автор проекта супрематической росписи Оренбургского театра Красной Армии И. Кудряшов.

3.JPGОренбуржье 20-30-х годов предстает перед нами в графических сериях талантливого рисовальщика С. Калмыкова.

В 1935 году в Оренбург возвращается художник-график Н. Д. Прохоров. Оригинальное графическое чувствование этого художника дает право поставить его работы в один ряд с лучшими рисовальщиками и графиками 20-30-х годов.

Многие оренбургские художники 30-50-х годов внесли свою лепту в становление и развитие живописи края. Художники Н. М. Ледяев, А. Ф. Степанов соединили историю предреволюционную с советским периодом. На протяжении нескольких десятилетий основным жанром в коллективе оренбургских художников остается пейзаж. Именно в этом жанре наиболее заметны творческие удачи живописцев Ф. Козелкова, А. Лященко, Ш. Мухамедзянова, А. Овчинникова.

Новый виток в изобразительном искусстве Оренбуржья происходит в 60-е годы, когда приезжают Н. Ерышев, Ю. Григорьев, Г. Глахтеев, В. Ни, В. Просвирин, Р. Яблоков. Именно эти художники дали мощный импульс творческой жизни города. За несколько десятилетий в Оренбурге сформировался уникальный Союз художников.

«Патриарх» оренбургского искусства, народный художник России Николай Ерышев в своих полотнах как бы поверяет алгеброй гармонию мира. Вселенная, понимаемая им как дело рук, как создание мастера, разворачивается в его работах, выверенных и точных, как гимн труду, созиданию, духовной силе.

2.JPGВячеслав Просвирин – художник, для которого нет понятия «муки творчества», а есть радость творчества, и это для него – самое главное в искусстве. Взгляд художника, плененного женской красотой, его кисть останавливают для нас на холсте удивительные моменты, полные восхищения жизнью.

Заклинателем природных стихий, внимательным наблюдателем выступает в своих пейзажах-картинах Юрий Григорьев. В напряженности природных сил мы узнаем страсти и драматизм нашего времени.
Мощное воздействие на все творчество Юрия Рысухина оказали освоение им сложной, но удивительно звонкой и яркой техники темпераментной живописи по левкасному грунту.

4.JPGКаждая работа Геннадия Глахтеева, лидера и основателя «Академия Садки», - маленькая вселенная. Модель мира создается в его произведениях на пересечении нескольких пространств, перетекающих одно в другое.

«Академия Садки» - единственное сложившееся в Оренбуржье объединение художников, возникшее в начале 70-х годов. Художники, выезжавшие на протяжении нескольких лет на побережье Азовского моря в поселок Садки, постигали таинства природы, писали обнаженную натуру на плэнере, спорили о творчестве великих. Состав участников поездок всегда обновлялся, но основной «костяк» оставался неизменным – Г. Глахтеев и И. Макарова, В. Газукин, А. Власенко и В. Еременко, Г. Резанова и А. Ханин. Продолжателями традиций «Академии Садки» стали молодые члены объединения М. Бусалаева, И. Смекалов.

Творчество А. Ескина, М. Борисовой, А. Романюка, О. Кошелевой, В. Монахова, С. Фазутова представляет сегодня одну из интереснейших страниц в развитии оренбургской живописи, так же, как и творческие искания молодых художников Я. Ческидовой, В. Бартнева, Э. Гафиятуллина.

Из скульпторов, работающих в Оренбурге, - три члена Союза художников: Н. Ишмухаметов, П. Сурначев, народный художник России Н. Петина.

Монументальные росписи и мозаики общественных зданий города выполнены художниками Р. Асаевым, Ю. Гилевым, А. Масловским.  

1.JPGНе меньший интерес представляет творчество оренбургских графиков: акварели и карандашные рисунки В. Боброва, гравюры А. Преснова и Ю. Крикунова, офорты О. Окуневой. 

Новую страницу в развитии декоративно-прикладного искусства открыла А. Васильченко, взяв за основу своих декоративных панно технику вязания оренбургских «паутинок».

Нетрадиционная для Оренбурга техника росписи по шелку воплотилась в произведениях Ирины и Марии Ескиных, Светланы и Анатолия Шлеюк.

Союз оренбургских художников живет и работает творчески с полной отдачей. Выставки наших художников проходят не только в Оренбурге, но и далеко за его пределами.

Оренбургских живописцев, графиков, скульпторов, художников монументального и декоративно-прикладного искусства отличает высокий профессионализм, глубокое знание истории искусств, философская глубина творческих поисков. Именно они творят в Оренбуржье собственную художественную систему, являясь зачастую теоретиками своего же творчества. Каждый из художников обладает яркой индивидуальностью, имеет свой характерный почерк, легко узнаваемый и отличный от других, свое творческое «я».