Сегодня 27 мая 2018
Погода в Оренбурге:




Вопрос эксперту
Прошин Сергей Юрьевич
Начальник управления по организации дорожного движения администрации города Оренбурга      
Задать вопрос
Соцопросы
  1. На что Вы обращаете внимание при выборе загородного лагеря для своего ребёнка?
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Система Orphus

 

    





Публикации


ПРОЦЕСС ЗАКОНЧЕН (газета «Вечерний Оренбург» от 24.01.2018 № 5)

Итак, Верховный Суд РФ поставил точку в споре между администрацией города Оренбурга и некоторыми предпринимателями в вопросе установления расстояний от социальных объектов до мест реализации алкогольной продукции. Насколько долгим был этот спор и что конкретно оспаривали предприниматели?

В целях исполнения положений федерального законодательства администрацией города Оренбурга изданы постановления по вопросу определения границ территорий, прилегающих к социальным организациям и объектам (детские, образовательные, медицинские, спортивные), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

С данными постановлениями не согласились некоторые субъекты предпринимательства и обратились в суд о признании их незаконными.

Судебный процесс был длительным. Рассмотрение данного дела началось в 2016 году. В первой инстанции судом было отказано предпринимателям в удовлетворении их требований. Однако данное решение было отменено вышестоящим судом.

06.12.2017 окончательное решение в данном судебном процессе принял Верховный Суд РФ, признав правомерность действий администрации города Оренбурга.

Верховный Суд РФ указал, что постановления администрации города Оренбурга не противоречат действующему законодательству и изданы в пределах полномочий. Одновременно Верховный Суд РФ указал, что администрация города Оренбурга, определив различные минимальные расстояния от социальных объектов до мест реализации алкогольной продукции в зависимости от вида объекта общественного питания, реализовала свое право на дифференцированное определение границ таких территорий и не создала дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.

Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в области розничной продажи алкогольной продукции?

Прежде всего, органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Полномочия органов местного самоуправления в области розничной продажи алкогольной продукции определены Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановлением Правительства РФ №1425.

Так, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции (в части соблюдения требований муниципальных

правовых актов, которые изданы во исполнение полномочий определенных законодательством в данной сфере).

Фактически основное полномочие, прямо прописанное в законодательстве, это определение органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Следует отметить, что законом изначально установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В указанных целях законом ограничивается деятельность по продаже алкогольной продукции путем установления запретов на розничную продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, и на прилегающих к ним территориях.

При этом, закон, делегируя часть полномочий в сфере оборота алкогольной продукции, наделяет органы местного самоуправления определенной самостоятельностью на установление расстояний, способа расчета расстояний, что также было отмечено Верховным Судом РФ при рассмотрении спора.

В каких целях вводятся ограничения по продаже алкоголя?

Безусловно, что введенные законодательством меры, в качестве главной цели преследуют снижение объема потребления алкоголя среди населения, сохранение здоровья граждан. И прежде всего, ограничения направлены на снижение распространения алкоголизма в молодежной среде и сохранения здоровья молодого поколения.

Определенный федеральным законом подход, соотносится с принципами, изложенными в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, которая предусматривает в качестве принципа государственного регулирования оборота алкогольной продукции обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также предусматривает снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Какая работа велась органами местного самоуправления во исполнение данных полномочий?

В целях реализации положений законодательства администрацией города Оренбурга была продела большая работа по разработке муниципальных правовых актов об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Разработка муниципальных правовых актов осуществлялась путем организации неоднократного коллегиального обсуждения его положений с заинтересованными лицами, в том числе, с привлечением представителей прокуратуры г.Оренбурга, представителей органов полиции, предпринимательского сообщества.

Рассматривался каждый социальный объект, во внимание принимались все факторы: его территориальное местоположение, наличие вблизи объектов, реализующих алкогольную продукцию, наличие жалоб на работу объекта торговли (общепита). Обсуждался вопрос и о снижении возможного негативного влияния на осуществление законной предпринимательской деятельности в городе Оренбурге.

И только по результатам коллективного обсуждения, проведения оценки регулирующего воздействия в виде публичных консультаций, а также получения положительного антикоррупционного заключения прокуратуры г.Оренбурга были изданы постановления администрации города.

Было принято постановление администрации города Оренбурга от 13.12.2013 №3304-п об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции. На основании данного постановления приняты постановления об утверждении конкретных территориальных схем по категориям учреждений, организаций, предприятий (всего принято 8 постановлений, которыми определены границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции – к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, на вокзалам, иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, объектам военного назначения – всего это более 600 объектов.

Впоследствии в уточнение и дополнение этих постановлений принято еще постановлений 11 администрации города, которыми списки и границы объектов скорректированы и дополнены новыми объектами.

Данные акты и являлись предметом судебного спора и в конечном итоге признаны законными.

Как в дальнейшем будет формироваться позиция администрации г.Оренбурга по данному вопросу?

Позиция Главы города Оренбурга, администрации города Оренбурга по данному вопросу изначально формировалась с учетом интересов населения, поскольку органы местного самоуправления, прежде всего, должны создавать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, для сохранения его нравственного и физического здоровья.

В этой связи проекты муниципальных правовых актов по данному вопросу будут разрабатываться с учетом позиции Верховного Суда РФ, результатов их публичных обсуждений с населением города Оренбурга и предпринимательского сообщества.


Ракурс местного самоуправления.

(газета «Вечерний Оренбург» от 19.04.2017 № 11)

Ежегодно 21 апреля в России празднуется День местного самоуправления. О том, как взаимодействуют органы местного самоуправления с гражданами и институтами гражданского общества в областном центре, «ВО» рассказала начальник управления по правовым вопросам администрации города Оренбурга Елена Гребенева.

Об основах.

В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества 10 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации установлен День местного самоуправления. Указом также закреплено, что отмечается он 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. Местное самоуправление в Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

– Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления наравне с органами государственной власти отнесены к органам публичной власти. Одним из признаков публичности является правотворческая деятельность, которая заключается в принятии муниципальных правовых актов, обязательных для исполнения на территории муниципальных образований и принятых в пределах компетенции. Органы местного самоуправления также призваны решать вопросы местного значения и переданные в установленном порядке государственные полномочия. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Одной из них являются муниципальные выборы. Они проводятся в целях избрания депутатов Оренбургского городского Совета на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Другой формой является правотворческая инициатива граждан.

Так, граждане наделены правом вносить в органы местного самоуправления города Оренбурга проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Публичные слушания также являются формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Они проводятся:

– при принятии Устава муниципального образования «город Оренбург» и внесении в него изменений;

– при принятии проекта бюджета муниципального образования «город Оренбург» и отчёта об исполнении;

– по проектам планировки и проектам межевания территории города Оренбурга;

– по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков;

– по вопросам внесения изменений в Правила благоустройства муниципального образования «город Оренбург», а также по другим вопросам, – пояснила начальник управления по правовым вопросам администрации города Оренбурга Елена Гребенева.

Взаимодействие с властью.

Глава города, Оренбургский городской Совет, администрация города активно взаимодействуют с территориальным общественным самоуправлением.

На территории муниципального образования «город Оренбург» в соответствии со ст. 27 Закона №131-ФЗ гражданами создано 142 ТОСа. Они активно выступают проводниками городской политики, участниками благоустройства территории и других массовых мероприятий.

Большую работу осуществляют комитеты ТОС по организации встреч с жителями районов по обеспечению пожарной безопасности в частном секторе в весенне-летний период. В целях обеспечения данной формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления приняты следующие муниципальные правовые акты:

– решение Оренбургского городского Совета «Об утверждении Положения «О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «город Оренбург»;

– решение Оренбургского городского Совета «Об утверждении Положения «О порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления»;

– решение Оренбургского городского Совета «Об утверждении Положения «О порядке установления границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление в муниципальном образовании «город Оренбург».

Совместная работа.

В настоящее время город Оренбург участвует в программе «Формирование комфортной городской среды». На первом заседании Общественной комиссии по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» приняли участие как профессиональные архитекторы, так и другие граждане, проживающие на территории муниципального образования «город Оренбург». На официальном интернет-портале города Оренбурга в разделе Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» опубликована муниципальная программа и порядок включения дворовых территорий в программу на 2017 – 2022 годы.

– Кроме того, органами местного самоуправления осуществляется поддержка институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты. На территории муниципального образования по инициативе граждан, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, созданы и действуют восемь народных дружин и организаций правоохранительной направленности. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин создан координирующий штаб народных дружин (постановление администрации города Оренбурга от 01.09.2015 №2457-п). В местном бюджете предусмотрено финансирование на материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин и материальное стимулирование народных дружинников. Одновременно в муниципальном образовании «город Оренбург» уделяется внимание и волонтёрскому движению. Так, постановлением администрации города создан. Координационный совет по развитию добровольческого движения (волонтёрства), – продолжает Елена Гребенева.

Кроме того, созданы общественный Совет города Оренбурга по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, Общественно-политический совет города Оренбурга, Совет старейшин города Оренбурга, городская транспортная комиссия и другие коллегиальные органы, участниками которых являются жители муниципального образования.

На муниципальном уровне также создаются благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности.

По воле граждан.

В муниципальном образовании «город Оренбург» активно претворяется в жизнь принцип открытости и гласности деятельности администрации города Оренбурга и Оренбургского городского Совета, освещения деятельности в СМИ. Основная часть информационных и аналитических материалов о деятельности администрации города Оренбурга размещается на официальном интернет-портале города Оренбурга. На постоянной основе проводится мониторинг и мероприятия, направленные на совершенствование работы с обращениями граждан. С 01.04.2014 г. по инициативе Главы города Евгения Арапова начала работу мобильная муниципальная приёмная (выездные приёмы населения по месту жительства в различных городских микрорайонах). В рамках деятельности мобильной приёмной осуществляется оказание помощи населению по вопросам ЖКХ, благоустройства, работы общественного транспорта и другим вопросам. Место выездных встреч определяется как по заявкам населения, так и с учётом анализа обращений, поступающих в администрацию города Оренбурга от жителей конкретного микрорайона.

– В целях повышения правовой грамотности населения администрация города осуществляет информирование граждан об изменении законодательства РФ путём размещения информации в печатных СМИ, на официальном интернет-портале города Оренбурга в разделе «Правовая сфера» и «Противодействие коррупции»; издания брошюр, листовок по актуальным вопросам, а также выступлений на радио и телевидении, – отметила Елена Леонидовна.

Кроме того, на официальном интернет-портале города Оренбурга создан раздел «Вопрос эксперту», в котором жители города Оренбурга могут задать вопрос по интересующей тематике и получить ответ. На телевидении периодически проводятся прямые эфиры с участием Главы города, а также – руководителей органов администрации.

Бесплатная юридическая помощь.

Статьёй 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Порядок предоставления данной помощи в России урегулирован Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе оказывать бесплатную юридическую помощь. Вместе с тем администрация города Оренбурга активно реализует данное право.

Специалисты администрации города Оренбурга, имеющие высшее юридическое образование, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам в виде правового консультирования по вопросам, относящимся к компетенции органов местного самоуправления. Бесплатная юридическая помощь оказывается в соответствии с графиком – не реже двух раз в месяц. Так, бесплатная юридическая помощь предоставляется инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, детям-инвалидам и другим категориям граждан. Информация о времени и месте проведения бесплатных юридических консультаций доводится до сведения граждан:

– путём размещения информации в доступных местах в помещениях, занимаемых органами администрации города Оренбурга и подведомственными им учреждениями;

– в средствах массовой информации, а также на официальном интернет-портале города Оренбурга в разделе «Оказание бесплатной юридической помощи гражданам»;

– данную информацию также можно получить по телефону 30-40-40.

При оказании бесплатной юридической помощи населению администрация города активно взаимодействует с Оренбургским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». В рамках проведения Единого дня оказания бесплатной юридической помощи под эгидой Ассоциации юристов России.


местное самоуправление.jpgГраждане и местное самоуправление

Европейская Хартия определяет местное самоуправление в качестве основы любого демократического строя, закрепляет основные принципы организации местной власти, а также устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как самостоятельную форму осуществления власти народом, выделяет органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, признает экономическую основу местного самоуправления - муниципальную собственность - наряду с другими формами собственности. Одновременно она определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя России.

131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется населением через местный референдум, муниципальные выборы, правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опросы граждан, обращения граждан, а также посредством иных форм прямого волеизъявления.

Одновременно местное самоуправление осуществляется населением и через представительный орган, главу муниципального образования, исполнительный орган и другие органы местного самоуправления.

Местный референдум может проводиться непосредственно населением муниципального образования в целях решения вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Другой формой участия населения в местном самоуправлении являются муниципальные выборы.

Граждане также наделены правом правотворческой инициативы. С данной инициативой имеет право выступить инициативная группа, которая обладает избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в данном случае решением Оренбургского городского Совета.

Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города проводятся публичные слушания.

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся проект Устава города, проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития города Оренбурга, проекты правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании муниципального образования "город Оренбург".

Территориальное общественное самоуправление также является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением понимается форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Соответственно, основными принципами осуществления ТОС являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.

Оно может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Любой гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право участвовать непосредственно, т.е. в работе собрания или конференции, в решении вопросов, которые затрагивают законные права и интересы населения соответствующей территории.

При этом органы местного самоуправления оказывают содействие органам ТОС в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление, в проведении собраний, конференций; координируют деятельность органов ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь; учитывают в своих решениях мнение соответствующего органа ТОС; ведут регистрацию уставов и учет деятельности ТОС.

Одновременно органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь органов ТОС, изучая их мнение по вопросам, которые затрагивают интересы жителей.

На территории г.Оренбурга зарегистрировано 115 уставов комитетов территориального общественного самоуправления. В тесном взаимодействии с городской администрацией КТОСы проводят большую работу в микрорайонах города.

Они совместно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, в благоустройстве территории, в работе с молодежью.

Для выявления мнения населения и его учета при принятии решений по вопросам местного значения проводится опрос граждан.

Население участвует в жизнедеятельности г.Оренбурга и при реализации так называемого института «наказы избирателей».

В Конституции РФ, Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также закреплено право граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Под обращениями граждан понимаются направленные в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина. Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Что касается жалоб граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений, 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закрепил возможность оперативной подачи жалобы заявителем в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме, а также по телефону в орган, который предоставляет муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб. Данные изменения направлены на создание и развитие механизма досудебного обжалования, так как урегулирование вопросов через суд не решается оперативно, затратно в финансовом отношении, а самое главное, вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу или отказывает в ее удовлетворении. Порядок подачи и рассмотрения жалоб урегулирован административными регламентами.

Для оперативного рассмотрения обращений граждан в администрации города Оренбург создана и действует муниципальная приемная (тел.: 30-40-40).

Одновременно граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

 Граждане, как об этом сказано в Законе «О защите прав потребителей», вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять, в том числе в органы местного самоуправления, информацию о фактах нарушений прав потребителей. 

 Вместе с тем физические и юридические лица всех организационно-правовых форм пользуются не только правами, но и обязаны, например, соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.

Муниципальная власть активно взаимодействует не только с гражданами, но и с бизнес – сообществом. Так, в городе Оренбурге создан Совет предпринимателей, проводятся бизнес – форумы, рабочие встречи.

Таким образом, форм взаимодействия населения и власти достаточно много, просто нужно уметь ими пользоваться.

  «…демократия большого государства, как сказал Президент РФ Путин В.В. в статье «Демократия и качество государства», складывается из «демократии малых пространств»».